Search
Generic filters
Exact matches only

МО Молодёжное

Официальный сайт внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Молодёжное

+7 (812) 679-25-96

Муниципальный Совет
С-Пб, п. Молодёжное, ул. Правды, д. 5

+7 (812) 679-25-96

Местная Администрация
С-Пб, п. Молодёжное, ул. Правды, д. 5

123 456 789

info@example.com

Goldsmith Hall

New York, NY 90210

07:30 - 19:00

Monday to Friday

Сводный доклад «Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна р. Нева»









Сводный доклад «Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна р.Нева»


В соответствии с «Методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов» комплекс мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна структурирован по следующим основным направлениям:


·         фундаментальные (базисные) мероприятия;


·         институциональные мероприятия;


·         мероприятия по улучшению оперативного управления;


·         структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений).


Необходимо отметить, что перечисленные выше мероприятия являются  взаимно пересекающимися, так что указанная структуризация направлений довольно условна.


 


1. Фундаментальные (базисные) мероприятия


К приоритетным фундаментальным мероприятиям применительно к рассматриваемому региону следует отнести следующие, наиболее актуальные:


·         восстановление и развитие наблюдательной сети за состоянием водных объектов и водохозяйственных систем, восстановление закрытых и открытие новых постов с учетом гидрологических факторов, водохозяйственного использования водных объектов, существующей и перспективной антропогенной нагрузки;


·         идентификация территорий, подверженных затоплению;


·         улучшение учета водных ресурсов и их использования, представляющее собой неразрывное целое в рамках рационального ведения водного хозяйства;


·          разработка и развитие бассейновых геоинформационных систем, как инструмента справочно-аналитического обслуживания, сочетающего функции ввода, хранения, обработки, передачи и анализа информации о состоянии и использовании водных объектов, ее учета при оптимизации существующего и перспективного ведения водного хозяйства совместно с поддержкой принятия решений по управлению водными ресурсами;


·         переход предприятий на систему наилучших существующих технологий – НДТ;


·         оценка ущерба, наносимого  водным объектам бассейна р. Нева, в результате сброса загрязненных сточных вод.


1.1 Мероприятия по восстановлению и развитию наблюдательной сети за гидрологическим   режимом и состоянием водных объектов и водохозяйственных систем


Сложная экологическая и водохозяйственная обстановка, сложившаяся в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области,  требует радикальных изменений в структуре, принципах функционирования,  техническом оснащении и организации системы гидрологических наблюдений.


Основные принципы и критерии оптимального размещения гидрологической  сети разработаны в ГГИ.


Согласно принятым критериям оптимальное значение площади водосбора, в замыкающем створе которого ведутся гидрологические наблюдения для территории Ленинградской области  в бассейне Невы и Ладожского озера находится в пределах от 800 до 1100 км2


Анализ  и обобщение данных наблюдений показал, что существующая  гидрологическая сеть в бассейне Невы и Ладожского озера на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга по размещению и составу наблюдений не удовлетворяет требованиям  полноценного информационного обеспечения  задач качественной и количественной оценки водных ресурсов региона, в том числе расчета  водохозяйственных балансов и балансов загрязняющих веществ.


Задачи получения надежных данных о состоянии водных объектов и повышения качества информационно-гидрологического обслуживания  водохозяйственных комплексов не могут быть решены без  мероприятий по восстановлению и дальнейшему  развитию системы гидрологических наблюдений, которые должны проводиться с учетом следующих  положений.


·                    Восстановление  наблюдений на ранее действовавших постах с обеспечением однородности рядов данных наблюдений за уровнями и расходами воды.


·                    Пересмотр программ наблюдений и рационализация размещения сети пунктов гидрологических наблюдений и контроля качества воды, согласование их с метеорологическими и гидрогеологическими сетями.


·                    Открытие новых постов в соответствии с принципами оптимального пространственно-временного разрешения данных наблюдений.


·                    Структуризация  гидрологической сети и оптимизация наблюдений в соответствии с водохозяйственным районированием территории и задачами расчета РВБ, БРВ,и ВХБ.


·                     Модернизация и техническое перевооружение системы гидрологических наблюдений, переход на современные дистанционно-автоматизированные методы и средства измерения в соответствии с положениями «Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года», утвержденной Распоряжением правительства РФ № 1458  от 3 сентября 2010 г., включающая  оснащение гидрологических постов современными автоматизированными  средствами наблюдений, приборами, аналитическим и вспомогательным оборудованием,  системами связи:


Для совершенствования сети гидрологических наблюдений требуется в первую очередь увеличить количество и надежность данных наблюдений, что возможно при автоматизации процесса получения информации об уровнях воды и использовании современных прогрессивных технологий для передачи и сбора данных.  С этой целью в первою очередь необходимо дооснастить действующие гидрологические посты (ГП), информация которых необходима для прогноза и отслеживания  паводков и наводнений,  автоматизированными гидрологическими комплексами.


Для  обеспечения мониторинга состояния Невы и ее рукавов во время угрозы наводнений необходима организация новых уровенных автоматизированных постов, передающих данные с заданной дискретностью в центры сбора информации,  на рукавах Невы: Малая Нева  и Большая Невка.


Для осуществления экологического мониторинга Ладожского озера и его притоков необходима организация дополнительных гидрологических постов на малых притоках Ладожского озера.


По окончании осуществления мероприятий по восстановлению и развитию наблюдательной гидрологической сети, она должна состоять не менее чем из 64 ГП, на 53 из которых должен учитываться сток воды.


Вновь открываемые и подлежащие восстановлению  после консервации ГП должны отвечать современным  требованиям  модернизации и перевооружения гидрологической сети и оснащаться современными средствами измерения расходов и уровней воды.


1.2 Мероприятия по улучшению учета водных ресурсов


Усовершенствование системы наблюдений и измерений уровней и расходов воды на гидрологической сети бассейна Невы должно сопровождаться усовершенствованием методов  сбора, обработки и обобщения наблюденных данных с использованием объективных методик расчета и контроля данных, реализованных в автоматизированных  компьютерных технологиях. 


Внедрение в практику автоматизированных методов оперативного учета стока, реализованных в компьютерных технологиях, одна из важнейших составляющих повышения эффективности информационного обеспечения ВХК. Методические основы автоматизированного учета стока в режимном и оперативном вариантах разработана в ГГИ. Рассчитываемые оперативные значения расходов воды могут эффективно  использоваться как для оценки текущей водности рек, так и при расчете притока к гидротехническим узлам (ГУ), водохранилищам и ГЭС, а также в моделях краткосрочного прогноза перемещения волн половодья и паводков. Для рек, подверженных наводнениям в период прохождения весеннего половодья  должна быть разработана система долгосрочных и краткосрочных прогнозов расходов и уровней воды.


В структуре мониторинга поверхностных водных объектов (МПВО)  важнейшим элементом является мониторинг, предполагающий слежение за уровнями и расходами воды.  


Одной из приоритетных задач для рассматриваемой территории является оценка и прогноз поступления и стока загрязняющих веществ в водные объекты,  которая невозможна без надежной оценки стока воды в створах  наблюдения за ее качеством. Для решения этой проблемы необходимо осуществление мероприятий по разработке методики расчета расходов воды в створах  наблюдения за ее качеством, не совпадающих с гидрометрическими створами.


Мероприятия по улучшению учета водных ресурсов помимо мероприятий по восстановлению и развитию наблюдательной сети должны включать следующие пункты:


·         разработка автоматизированной технологии оперативного учета, краткосрочного прогноза и увязки стока на основе составления динамических РВБ;


·         разработка методики вычисления расходов воды в створах наблюдения за качеством воды, не совпадающих с гидрометрическими; включение этой методики в технологию автоматизированной обработки  и обобщения данных.


1.3 Мероприятия по улучшению  учета использования водных ресурсов


В настоящее время техническими средствами измерений забираемой в пределах г.Санкт- Петербурга воды оснащены все водопроводные станции ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также большинство водозаборов (порядка 80%) топливно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга и промышленных предприятий.


Приборный учет сбрасываемых сточных вод осуществляется практически на всех основных канализационных очистных сооружениях и станциях водоочистки ГУП «Водоканал г.Санкт- Петербурга». В то же время полностью отсутствует приборный учет сбрасываемых ГУП «Водоканал г.Санкт-Петербурга»  ливневых поверхностных сточных вод с территории города, а также приборный учет на большинстве прямых выпусков общесплавной канализации в бассейне р. Нева. Учет сбрасываемых указанных выше сточных вод осуществляется на основании «Расчетных методов определения объемов забираемых и сбрасываемых сточных вод по объектам ГУП «Водоканал г.Санкт-Петербурга», согласованных письмом Невско-Ладожского БВУ еще  в 02.06.2000 г. № 1ГВК-20/889. Из общего количества выпусков общесплавной и ливневой канализации ГУП «Водоканал г.Санкт-Петербурга» узлами учета оснащено менее 5% выпусков.


Приборный учет всех видов сбрасываемых сточных вод остальными предприятиями и организациями г.Санкт-Петербурга практически отсутствует. Учет осуществляется косвенными методами в большинстве случаев не согласованными в установленном порядке.


На территории Ленинградской области значительная часть объектов жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий, осуществляющих забор воды из водных объектов бассейна р. Нева, оснащена приборными узлами учета забираемой воды.


Приборный учет сбрасываемых сточных вод практически отсутствует. Косвенные методы учета, как правило, не согласованы в установленном порядке.


Для решения поставленной задачи по улучшению учета использования водных ресурсов в бассейне р. Нева, в первую очередь, необходимо:


·         привести в соответствие с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08 июля 2009 г. № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» систему учета забираемых и сбрасываемых сточных вод на всех предприятиях и организациях, не зависимо от формы собственности;


·         учет забираемых и сбрасываемых сточных вод косвенными методами разрешать в исключительных случаях только по согласованию с Невско-Ладожским БВУ  при наличии соответствующего заключения специализированной организации или специально уполномоченной комиссии о технической невозможности установки узлов учета;


·         при оформлении Невско-Ладожским БВУ и соответствующими Комитетами Санкт-Петербурга и Ленинградской области права пользования субъектами предпринимательства  водными объектами с целью водозабора и сброса сточных вод  в обязательном порядке предусматривать оснащение приборными узлами учета водозаборов и выпусков всех видов сточных вод;


·         федеральным и региональным органам надзора за использованием и охраной водных ресурсов неукоснительно требовать организацию приборного учета, за счет собственных средств водопользователей, на водозаборах и выпусках сточных вод и контролировать соблюдение сроков их установки, эксплуатацию и проведение поверок в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08 июля 2009 г. N 205, используя меры административного воздействия в рамках КоАП РФ.


1.4 Мероприятия по идентификации территорий, подверженных затоплению


В бассейне реки Невы можно выделить два наиболее существенных видов наводнения, приводящих к затоплению значительных территорий, вызванных:


·         нагоном волны в дельте р. Нева, связанным с определенной погодной (циклонической) ситуации над Финским заливом, генерирующей длинную нагонную волну, которая вступает в дельту Невы и приводит к затоплению городских территорий;


·         прохождением весеннего половодья на реках в бассейне р. Нева.


Для естественных условий, в зависимости от величины превышения нагонного уровня воды в р.Нева над «0» ординара, рассчитаны площади затопления территории Санкт-Петербурга. Ликвидация угрозы наводнений данного типа связана с  завершением в 2012 году строительства Комплекса защитных сооружений от наводнений Санкт-Петербурга (КЗС)  на Финском заливе. При окончательном вводе в строй защитных сооружений  при поступлении прогноза о возможном наводнении, пропуск через водопропускные отверстия КЗС будет регулироваться в оперативном режиме. При этом рост уровня воды в устьевом участке будет  происходить за счет аккумулирующегося стока Невы. Подъем уровня воды в Невской губе будет зависеть от точности прогнозов продолжительности наводнения и грамотной эксплуатации КЗС при регулировании пропусков воды через существующие  водопропускные отверстия.


Наводнения при половодьях характерны для всех рек бассейна Невы, имеющих пойменные участки. Повсеместно это наиболее часто встречающийся вид наводнений.


Для оценки наводнений в системе Росгидромета применяются критерий «отметка уровня воды в створе поста» соответствующий началу затопления, выходу воды на пойму, полного затопления поймы. Эти критерии, к сожалению, точечные. Для перехода к площадным критериям необходимо использование топографических карт и аэрокосмических снимков. В качестве переходного звена от наземных наблюдений на гидрологических постах к аэрокосмическим съемкам служат аэровизуальные наблюдения.


При отсутствии материалов аэрокосмических съёмок к началу работ по картографированию наводнений предлагается использование приёмов имитационного моделирования картографического или топографического материала.


В соответствии с указанной выше методикой ГУ «ГГИ» произведена оценка площадей затопления в зависимости от обеспеченных значений уровней половодья  для ряда населенных пунктов Ленинградской области (п.Любань-р.Тигода, г.Тосно-р.Тосна, г.Тихвин-р.Тихвинка и др.). Использование данной методики должно быть распространено для идентификации площадей затопления других населенных пунктов в бассейне р.Нева. Проведение указанных работ должно быть инициировано в первую очередь органами местного самоуправления  в рамках предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, совместно с органами ГО и ЧС.


1.5 Мероприятия по разработке и развитию бассейновых геоинформационных систем


Целью разработки бассейновых ГИС является создание инструмента справочно-аналитического обслуживания, сочетающего функции ввода, хранения, обработки, передачи и анализа информации о состоянии и использовании водных объектов, ее учета при оптимизации существующего и перспективного ведения водного хозяйства совместно с поддержкой принятия решений по управлению водными ресурсами. Использование бассейновой ГИС для водосбора р. Невы позволит решить следующие задачи:


·         повысить оперативность обработки и анализа информации о водных объектах и их водопользовании;


·         провести географическую визуализацию используемой информации;


·         осуществлять персонифицированный учета водопользователей, включая данных об их хозяйственной деятельности и используемых водных объектах;


·         организовать единое информационное пространство в сфере управления водными ресурсами бассейна р. Нева;


·         повысить качество и сократить сроки подготовки и принятия решений органов исполнительной власти по вопросам управления водными ресурсами.


В качестве основы для разработки бассейновой ГИС р. Нева предлагается использовать разработанную в ГУ «ГГИ» геоинформационную систему «Водопотребление и водоотведение в бассейне р. Нева». Данная ГИС построена на основе картографической и водохозяйственной информации и включает в себя следующие слои:


·         слой гидрографии. В слой включены реки, озера, водохранилища и прочие водные объекты, представленные на топографических картах масштаба 1:200000. Водные объекты топологически увязаны. Слой содержит следующую информацию: Код, наименование водного объекта, длина (для рек), площадь зеркала (для озер и водохранилищ);


·         границы водохозяйственных участков. Слой содержит информацию: номер ВХУ, код ВХУ и название водного объекта, к которому принадлежит данный ВХУ;


·         пункты заборов воды в пределах водосбора р. Невы. В данном слое находится информация о предприятии, которое забирает воду в данном пункте, номере отрасли, координатах данного пункта и расстоянии от устья водотока, на котором расположен данный источник водопотребления, названии водотока, об объеме забора воды за 2003-2008 гг., принадлежность пункта водозабора к определенному ВХУ;


·         пункты сбросов воды в пределах водосбора р. Невы. В данном слое находится информация о предприятии, которое сбрасывает воду в данном пункте, номере отрасли, координатах данного пункта и расстоянии от устья водотока, на котором расположен данный сброс, названии водотока, об объеме сброса воды за 2003-2008 гг., принадлежность пункта сброса воды к определенному ВХУ;


ГИС «Водопотребление и водоотведение в бассейне р. Нева» опирается на информацию, представленную в таблицах формы 2-ТП(водхоз) “Сведения об использовании воды”. Заполненные таблицы  2-ТП (водхоз) собраны в базу данных на основе программного обеспечения MicrosoftAccessи представляются в виде атрибутивных таблиц. 


 Пользователями системы могут являться сотрудники Невско-Ладожского бассейнового водного управления, федеральные и региональные органы надзора за использованием и охраной водных объектов (Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор), административные органы Санкт-Петербурга, Ленинградской области и муниципальных образований, МЧС и другие заинтересованные органы и ведомства. В связи с тем, что ГИС-технологии являются новым и достаточно сложным продуктом, необходимо будет провести предварительное обучение персонала.


1.6 Мероприятия по переходу предприятий на систему наилучших существующих доступных технологий – НДТ


Основополагающими и обязательными мероприятиями по сохранению и восстановлению водных объектов до состояния, обеспечивающего экономически благоприятные условия жизни населения и устойчивое социально – экономическое развитие региона является переход предприятий на систему наилучших существующих доступных технологий – НДТ. Анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) по бассейну р. Нева в пределах г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области показывает, что 342 предприятия осуществляют сброс загрязненных сточных вод (загрязненных без очистки, или загрязненных недостаточно очищенных) в объеме 625642 тыс.м3/год, в том числе:


·         16 промышленных предприятий (без предприятий коммунально-бытового назначения) осуществляют сброс более 1 млн. м3/год каждое с суммарным объемом 164821 тыс. м3/год или 26,3% от всего сброса загрязненных сточных вод по бассейну; из них:


·         6 предприятий осуществляют сброс более 5 млн. м3/год с суммарным объемом 145118 тыс. м3/год или 23,2% от всего сброса загрязненных сточных вод по бассейну. Указанные предприятия вместе с основными предприятиями коммунально-бытового назначения дают более 95% сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. 


По нашим оценкам только переход этих предприятий на НДТ позволит в значительной мере достигнуть целевых показателей качества воды основных водных артерий бассейна. Надо отметить, что переход на НДТ потребует относительно продолжительного периода времени. Так, переход на новую систему нормирования занял в станах Евросоюза 10 лет. В  настоящее время на федеральном уровне начаты работы по составлению справочников, в которых нормируются показатели сбросов в  расчёте на единицу продукции. При этом, учитываются только экономически доступные технологии, уже внедрённые на нескольких предприятиях.


Представляется, что важнейшим фактором стимулирования скорейшего перехода предприятий на НДТ – является экономический. Для предприятий, не предпринимающих мер по модернизации своих производств с целью перехода на НДТ, плата за негативное воздействие увеличивается в 2, 3 раза в 2011 г., и в 3, 4 раза в 2016 году. При этом, для предприятий переходящих на НДТ, платежи снижаются на 70 %, а после внедрения НДТ уменьшаются в 2 раза.


По нашему мнению переход предприятий  — основных загрязнителей на НДТ можно интенсифицировать путём оценки непосредственного ущерба, наносимого ими водным объектам.


 


1.7 Укрупненная оценка ущерба, нанесенного  водным объектам бассейна р. Невы в 2008г. в результате сброса загрязненных сточных вод


Эффективность проводимых мероприятий по достижению целевых показателей качества воды, обеспечивающих экологически благоприятные условия жизни населения может быть определена  величиной предотвращенного ущерба, наносимого водным объектам в результате сброса загрязненных сточных вод. Оценка размера вреда (ущерба), наносимого водным объектам в результате сброса загрязняющих веществ с превышением ПДК является необходимым и объективным элементом при планировании и проведении мероприятий по улучшению водохозяйственной обстановки. Указанная величина позволяет, с одной стороны, оценить, в денежном эквиваленте, масштаб загрязнения водных объектов, а с другой, определить требуемый объем финансовых средств, направляемых на оздоровление водных объектов для строительства и реконструкцию очистных сооружений, внедрения новых производственных технологий, введения оборотного водоснабжения и переход предприятий на НДТ.


 Расчет ущерба за 2008 г. произведен выборочно по наиболее крупным предприятиям-загрязнителям водных объектов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, расположенным в бассейне р. Невы. 


Расчет ущерба (вреда) выполнен в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», разработанной в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации  от  4  ноября  2006 г. N 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» и  утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 г. N 87 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 2009 г., регистрационный номер 13989).


Наиболее крупными загрязнителями на территории Ленинградской области являются ОАО«Сясьский ЦБК» и  ОАО «Светогорск». Суммарный ущерб от сброса этими предприятиями загрязняющих веществ в водные объекты с превышением ПДКрыбохоз составляет порядка 700 млн. руб ежегодно. При этом по ОАО«Сясьский ЦБК» на долю сброшенных с превышением ПДК: взвешенных веществ, БПКполн, железа, марганца и хлороформа приходится около 80% ущерба, наносимого  р. Сясь. Ущерб от сброса ОАО «Светогорск» с превышением ПДК:  БПКполн., сульфатов, метанола и лигнина сульфатного составляет более 90% общего ущерба, наносимого предприятием р.Вуокса.


На территории Санкт-Петербурга лидером по сверхнормативному загрязнению р. Невы является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Суммарный ежегодный ущерб, рассчитанный по вышеприведенной методике, от сброса загрязняющих веществ в водные объекты с превышением ПДКрыбохоз составляет по ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» около 20 млрд.рублей. При этом на долю: БПКполн., нефтепродуктов, взвешенных веществ, алюминия, СПАВ и азота аммонийного приходится более 90 % от общего ущерба.


Приведенные выше результаты оценки ущербов, наносимых крупнейшими загрязнителями г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области водным объектам бассейна Невы, являются сугубо предварительными и ориентировочными, но все же дающими представление о порядке их величин.


Использование указанного подхода по оценке ущербов, наносимых загрязнением водных объектов, а также отслеживание тенденции по их изменению  является наиболее  объективным критерием, выраженным в денежном эквиваленте, отражающим суммарный итог реализации комплекса природоохранных мероприятий по достижению целевых показателей.


 


2. Институциональные мероприятия


В качестве наиболее важных институциональных мероприятий для рассматриваемого региона могут быть следующие виды мероприятий:


·         разработка правил, программ, планов действий в случаях экстремального маловодья и экстремально высокой водности (включая своевременные гидрологические прогнозы, регламентацию процедур распределения воды и использования резервных источников водоснабжения, повышение надежности и эффективности систем водоснабжения, определение альтернативных или дополнительных источников водоснабжения, др.);


·         регулирование использования (резервирование) территорий, потенциально подверженных затоплению;


·         регулирование землепользования в водоохранных зонах водных объектов (включая их обустройство и благоустройство) и на водосборах с целью предотвращения загрязнения и истощения водных объектов;


·         подготовка обоснований установления ставок платы за пользование водными объектами, стимулирующих эффективное и неистощительное использование водных объектов;


·         регламентирование объемов и порядка осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, а также на обеспечение безопасности водохозяйственной инфраструктуры;


·         развитие систем страхования рисков, связанных с негативным воздействием вод.


2.1 Мероприятия по разработке правил, программ, планов действий в случаях экстремального маловодья и экстремально высокой водности


2.1.1 Развитие системы оперативных гидрологических прогнозов


В последние два десятилетия отмечается постепенное снижение качества прогнозов опасных гидрологических явлений, что не в последнюю очередь связано с сокращением сети пунктов гидрологических наблюдений Росгидромета, в частности, в бассейне Невы. Задача увеличения числа информационных гидрологических постов является важной. От количества постов, особенно в верхних частях речных водосборов, где формируется сток воды, зависит оправдываемость гидрологических прогнозов, особенно по методам, использующим данные гидрометрических измерений.


Учитывая стремительность развития многих гидрологических явлений, требуется создание принципиально новой, преимущественно автоматизированной системы наблюдений.


В качестве примера по совершенствованию системы прогнозирования можно рекомендовать разрабатываемую в настоящее время схему «Глобальных баз данных – программный комплекс – информация о снежном покрове в интересующем нас регионе» в Государственном гидрологическом институте .


2.1.2 Мероприятия по повышению надежности и эффективности систем водоснабжения


Перспективное повышение надежности и эффективности   системы водоснабжения г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеет свою специфику.


Так совершенствование системы водоснабжения г.Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2007 года №1587 «О генеральной схеме водоснабжения и генеральной схеме водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года».


Задачей реализации Генеральной схемы является внесение изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, направленных на обеспечение устойчивого развития территории г.Санкт-Петербурга в части, касающейся водоснабжения, увеличение производительности централизованной системы коммунального водоснабжения г.Санкт-Петербурга по производству питьевой воды на водопроводных станциях и пропускной способности водопроводных сетей.


Основными направлениями развития системы водоснабжения г.Санкт-Петербурга являются:


·         обеспечение гарантированного водоснабжения объектов жилищного фонда, объектов социального назначения, промышленных и коммунальных объектов, объектов транспортной инфраструктуры питьевой водой нормативного качества в необходимых объемах;


·         увеличение суммарной производительности действующих водозаборных сооружений и водопроводных станций до 3 млн. 733 тыс.куб.м воды питьевого качества в сутки к 2015 году с учетом существующих и перспективных потребностей потребителей г.Санкт-Петербурга. Строительство новых и реконструкция действующих водопроводных насосных станций;


·         реконструкция существующих и строительство новых водоводов достаточной пропускной способности. Строительство водоводов-перемычек между зонами водопроводных станций, позволяющих перераспределять нагрузку между ними в аварийных ситуациях;


·         перекладка всех водоводов, построенных из железобетонных труб, к 2015 году;


·         реконструкция с внутренней облицовкой и перекладка аварийных участков водопроводных сетей, построенных из стальных труб, к 2020 году;


·         реконструкция водопроводных сетей, построенных из чугунных труб, находящихся в изношенном состоянии, к 2025 году;


·         реализация мероприятий по водосбережению в жилищном фонде, коммунальном комплексе и промышленности г.Санкт-Петербурга, направленных на рациональное использование питьевой воды;


·         снижение негативного воздействия объектов системы коммунального водоснабжения на окружающую природную среду г.Санкт-Петербурга;


·         использование Ладожского озера в качестве альтернативного источника водоснабжения г.Санкт-Петербурга.


Требуемая суммарная производительность водопроводных станций системы водоснабжения г.Санкт-Петербурга составит 3770 тыс.куб.м/сутки к 2025 году.


В отличие от Санкт-Петербурга, где питьевое и техническое водоснабжение осуществляется в основном ГУП «Водоканал г.Санкт-Петербурга»,  на территории Ленинградской области наблюдается довольно пестрая картина в организации водоснабжения.


Основными, наиболее крупными организациями, осуществляющими водоснабжение на территории области, являются ОАО «Ленинградские областные коммунальные системы» (ОАО «ЛоКС») и ОАО «Водотеплоснаб» Всеволожского района Ленинградской области. Помимо этого существует ряд районных водоканалов, промышленных градообразующих предприятий, а также организаций жилищно-коммунальной системы, обеспечивающих водоснабжение населения и предприятий области. В 1998 году стартовал проект «Восстановление в Ленинградской области муниципального водоснабжения и водоотведения для выбранных городов: Гатчина, Кировск, Пикалево, Тихвин» («Северная инициатива»), в рамках которого в настоящее время осуществляется, в частности, строительство водопроводной магистрали от Кировска до Молодцово и восстановление водозабора и насосной станции 2-го подъема.


Постановлением Правительства Ленинградской области от  21 октября 2008 г. N 322 утверждена  «Генеральная схема водоснабжения (на основе строительства Новоладожского водовода и существующего Невского водовода) и водоотведения на территории муниципальных образований Всеволожский муниципальный район, Ломоносовский муниципальный район, Гатчинский муниципальный район и Тосненский район Ленинградской области», однако,  для остальных  районов области отсутствуют разработанные и утвержденные программы по совершенствованию системы водоснабжения и не определены источники финансирования для их реализации.


Основной задачей, в целях  повышения надежности и эффективности систем водоснабжения на территории Ленинградской области, на ближайшую перспективу должна быть разработка комплексной целевой программы водоснабжения области, в первую очередь населения (с использованием, как поверхностных, так и подземных источников) с определением стоимости ее реализации и источников финансирования. В рамках решения указанной задачи необходимо проведение комплекса  мероприятий по уменьшению потерь в сетях водоснабжения действующих областных водоканалов, достигающих, по независимым оценкам, 30% от забираемой воды.


2.2 Мероприятия по регулированию использования (резервированию) территорий, потенциально подверженных затоплению


Вопросы регулирования использования территорий, потенциально подверженных затоплению, регламентированы в ряде нормативно-правовых актов Российской Федерации:


Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  Водный  кодекс РФГрадостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.


Регулирование использования территорий, потенциально подверженных затоплению, относится кне инженерным методам защиты от наводнений. Сюда относятся, в частности, следующие мероприятия:


·         регулирование землепользования на речных поймах и водосборах;


·         изменение характера хозяйственной деятельности;


·         ограничение или запрещение тех видов хозяйственной деятельности, в результате которых возможно усиление наводнений (например, вырубка лесов на водосборе);


·         переселение населения и вынос объектов с затапливаемых территорий;


·         запрещение размещения на пойме капиталоемких производств или особо ценных объектов;


·         запрещение строительства жилых домов в зонах наводнений, подверженных затоплению при паводках ниже 1%-ной вероятности их превышения;


·         районирование и картирование пойм с нанесением границ паводков различной обеспеченности.


Одним из инструментов по регулированию землепользования на паводкоопасных территориях может быть гибкая программа по страхованию от наводнений, сочетающая как обязательное, так и добровольное страхование.


2.3 Мероприятия по регулированию землепользования в водоохранных зонах водных объектов (включая их обустройство и благоустройство) и на водосборах с целью предотвращения загрязнения и истощения водных объектов


В рамках регулирования процедуры землепользования в водоохранных зонах водных объектов в СКИОВО должны быть включены следующие мероприятия:


·         разработка региональной методики расчета планового положения береговой линии водных объектов в условиях отсутствия режимных наблюдений за стоком и уровнями воды;


·         построение карты гидрографической сети территории с указание типов русловых процессов рек, типов речных пойм и выделением участков с деформируемыми в силу естественных процессов руслоформирования берегами;


·         региональные правила хозяйственного использования территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос;


·         региональные правила хозяйственной деятельности на территориях, подверженных затоплению.


Обязательным условием обеспечения должного природоохранного уровня регулирования использования водоохранных зон водных объектов является организация и ведение предусмотренного Водным кодексом РФ мониторинга состояния водоохранных зон.


2.4 Мероприятия по регулированию использования берегов и дна водных объектов


Мероприятия по регулированию использования дна и берегов водных объектов могут быть осуществлены только на основе полноценного учета естественных закономерностей деформаций дна и берегов водных объектов, т.е. законов процессов руслоформирования или русловых процессов. В настоящее время практически отсутствует законодательно-закрепленный мониторинг берегов и дна водных объектов.


Для этого в рамках СКИОВО необходимо предусмотреть  разработку тематических гидрографических карт водных объектов рассматриваемой территории с указанием гидроморфологического типа речных русел и руслового процесса с выделенными участками естественных деформаций берегов водных объектов. Кроме того в состав институциональных мероприятий должна быть включена разработка Региональной программы ведения мониторинга состояния дна и берегов водных объектов на всех, предусмотренных постановлениями Правительства, административных уровнях: на уровне БВУ, на уровне органов власти субъекта федерации и на уровне водопользователей.


2.5 Мероприятия по обоснованию ставок платы за пользование водными объектами, стимулирующих эффективное и неистощительное использование водных объектов


Существующие в настоящее время ставки платы за эксплуатацию водных объектов, не отражают реальную экономическую значимость используемых водных ресурсов и носят субъективный характер.


Разработка экономически обоснованных ставок платы за пользование водными объектами может быть осуществлена только в процессе реализации основных положений СКИОВО с учётом всех объективных и субъективных факторов, влияющих на использование водных ресурсов, в первую очередь осуществления мероприятий по достижению целевых показателей качества воды.


2.6 Мероприятия по регламентированию объемов и порядка осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, а также на обеспечение безопасности водохозяйственной инфраструктуры


Объем и порядок осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, а также на обеспечение безопасности водохозяйственной инфраструктуры в бассейне р. Нева, определен соответствующими Положениями об  органах надзора на федеральном уровне (Департамент Росприроднадзора по СЗФО) и региональном уровне (соответствующие Комитеты Санкт-Петербурга и Ленинградской области), а также другими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.


Приоритетными задачами указанных надзорных органов должны в первую очередь являться:


·         неукоснительное требование организации приборного учета на всех водозаборах и выпусках сточных вод и контроль за соблюдением сроков установки узлов учета, за эксплуатацией и проведением  поверок узлов учета в соответствии с положениями Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08 июля 2009 г. № 205;


·         применение системы административных наказаний за нарушение требований Водного законодательства с учетом новых положений КоАП РФ, вступившего в силу  01.04.2010 года;


·         внедрение в повсеместную практику предъявления исков по возмещению ущербов  при выявленных нарушениях требований Водного законодательства  на основе применения «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом МПР РФ от 13 апреля 2009 г. № 87 и зарегистрированной  в Минюсте РФ 25 мая 2009 г. № 13989. Широкое применение указанной методики является реальным механизмом в экономике природопользования при возмещении ущерба водным объектам, внедрением рационального использования водных объектов и обеспечением безопасности водохозяйственной инфраструктуры.


2.7 Мероприятия по развитию систем страхования рисков, связанных с негативным воздействием вод


Система страхования рисков, связанных с негативным воздействием вод, на территории России в настоящее время отсутствует. Частично этот вид страхования прослеживается  в таких видах страхования как имущественное и страхование жизни и здоровья граждан, но без учета указанной выше специфики.


Основной причиной неразвитости данного вида страховых услуг в России является отсутствие соответствующих федеральных законодательных актов. Внедрение данного вида страхования на добровольной основе в ближайшее время, учитывая российский менталитет, а также низкую платежеспособность населения, весьма проблематично.


Кроме того, для организации масштабного указанного вида страхования необходимо проведение значительных актуарных расчетов с участием  специалистов в области гидрологии, водного хозяйства, гидротехники, экономики и страхования и привлечения, необходимых для  этих расчетов, значительных финансовых средств, источники получения которых трудно определить.


Для кардинального улучшения борьбы с наводнениями, прежде всего, необходимо перейти от доминирующего в настоящее время в стране приоритета стратегии ликвидации последствий наводнений, как непредсказуемого и неуправляемого природного явления, к стратегии предупреждения и предотвращения наводнений и управления их риском. В управлении риском большое значение имеет создание современной системы страхования от наводнений на основании, существующего опыта во всех развитых странах. Для этого, прежде всего, необходима надежная оценка зон затопления, их уязвимости и риска наводнений.


Внедрение данного вида страхования актуально, учитывая существенные ежегодные ущербы от негативного воздействия вод, но реализация его на данном этапе экономического развития России возможна только в форме обязательного страхования.


 


3. Мероприятия по улучшению оперативного управления


В качестве основных мер по улучшению оперативного управления использованием и охраной водных объектов в регионе могут рассматриваться следующие виды мероприятий:


·         комплексное развитие системы государственного мониторинга водных объектов в речном бассейне, включая совершенствование лабораторно-аналитической базы, повышение ее оперативности;


·         обеспечение развития и ведения государственного водного реестра в части сведений, относящихся к рассматриваемому речному бассейну;


·         проведение оперативных мероприятий по борьбе с заторами и зажорами;


·         работы по ремонту и восстановлению проектных характеристик существующих водохозяйственных сооружений, оснащению их современной контрольно-измерительной аппаратурой.


3.1 Мероприятия по комплексному развитию системы государственного мониторинга качества поверхностных вод


Текущий мониторинг водных объектов в бассейне р. Нева проводится региональными подразделениями нескольких федеральных и региональных  ведомств, которые не объединены в единую систему контроля качества вод и не руководствуются  общим  пакетом нормативной документации. Наблюдения за качеством воды в настоящее время осуществляются территориальным органом Росгидромета — Северо-Западным УГМС, Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы), его территориальным органом – Невско-Ладожским бассейновым водным управлением (НЛБВУ), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и его территориальным управлением, а также  предприятиями-водопользователями.


Принципы комплексности и систематичности в организации и проведения наблюдений за состоянием поверхностных вод бассейна р. Нева нарушаются также из-за низкой обеспеченности гидрохимических пунктов наблюдений гидрологическими и гидробиологическими наблюдениями. Недостаток гидрологической информации приводит к неустойчивым оценкам поступления и стока химических веществ в водные объекты, а также влияет на точность расчётов прогностических характеристик и т. д.


Одним из наиболее потенциально опасных видов загрязнения водной среды является нефтяное, поскольку реки Нева, Свирь и Ладожское озеро служат транспортной артерией, через которую осуществляются  интенсивные перевозки нефтепродуктов и сырой нефти водным путем. В связи со строительством Балтийской трубопроводной системы (БТС) нефтяная нагрузка на рассматриваемую водную систему имеет тенденцию к постоянному росту. Указанное обстоятельство придает особую актуальность проблеме оперативного слежения за уровнем содержания нефтяных углеводородов (НУВ) в водной среде и своевременного выявления аварийного поступления нефти в водные объекты.


Основные мероприятия по  развитию подсистемы режимных наблюденийза состоянием водных объектов по гидрохимическим показателям:


1)      увеличение частоты наблюдений на существующих пунктах гидрохимических наблюдений (ПН) с сезонных до ежемесячных  путем перевода всех ПН 4-ой категории в 3-ю категорию, поскольку в бассейне р. Невы  уже практически не осталось водных объектов, не затронутых влиянием антропогенных факторов, в том числе аварийных сбросов.


2)      на участках водных объектов, принимающих большие объемы сточных вод, следует дополнить перечень определяемых показателей качества воды ингредиентами, характерными для специфического состава сточных вод на конкретном  РВП.


Для обеспечения получения оперативной информации необходимо активизировать работы по созданию автоматизированной сети наблюдений  в бассейне р. Невы и в первую очередь на территории  г.Санкт-Петербурга.


В дальнейшем следует также установить автоматизированные станции наблюдений в водопропускных отверстиях Комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений, важность которых обусловлена потребностью достоверной оценки влияния города на эвтрофикацию и загрязнение Финского залива и эффективности мер по выполнению рекомендаций ХЕЛКОМ по сокращению биогенной нагрузки от водосборного бассейна р.Невы. Состав контролируемых показателей качества вод должен включать в первую очередь  биогенные вещества (соединения азота и фосфора), растворенный кислород, тяжелые металлы (цинк, медь, хром, кадмий ), нефтепродукты, СПАВ.


Развитие сети стационарных гидрохимических наблюдений должно учитывать  необходимость обеспечения данных о качестве вод  гидрологическими данными, что наилучшим образом достигается совмещением пунктов гидрохимических и гидрологических наблюдений. В связи с этим следует предусмотреть  восстановление ранее действовавших и организациях новых пунктов наблюдений за качеством воды на дополнительных гидрологических постах, предлагаемых в рамках СКИОВО, в том числе на малых притоках Ладожского озера.


Локальный гидрохимический мониторинг водных объектов  следует рассматривать как  часть экологического мониторинга, который осуществляется с целью получения достаточной и достоверной информации о влиянии производственных и гидротехнических сооружений на качество поверхностных вод в интересах  обеспечения экологической безопасности населения и  народнохозяйственных объектов.


Программа локальногомониторинга должна быть увязана по компонентам, методам  и срокам наблюдений с действующей  системой контроля водных объектов НЛБВУ и регионального  мониторинга водных объектов на территории субъекта РФ в рамках системы мониторинга Росгидромета.


Дальнейшее развитие работ в направлении оптимизации системы мониторинга позволит повысить его эффективность, обеспечить межведомственное взаимодействие в части поддержки принятия решений по улучшению качества воды и управлению водными ресурсами.


3.2 Мероприятия по развитию  ведения государственного водного реестра в части сведений, относящихся к рассматриваемому речному бассейну


Последняя официальная инвентаризация водного фонда Санкт-Петербурга и Ленинградской области была выполнена в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ века при составлении второго «Водного кадастра СССР». Ее результаты представлены в издании Государственного водного кадастра «Гидрологическая изученность» и вошли в реестр (http://voda.mnr.gov.ru/part), помещенный на сайте Центра регистра и кадастра Росводресурсов. Инвентаризация была проведена на основе крупномасштабных карт того времени, и ее результатом явились основные сведения о гидрографических характеристиках водотоков и водоемов, а также о проведенных на них стационарных и экспедиционных исследованиях. При  этом в сведениях о малых водоемах и водотоках, которые преобладают на водосборном бассейне р. Невы в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как правило, отсутствуют  их  гидроморфологические характеристики.


 В то же время, для осуществления рациональной хозяйственной деятельности с соблюдением требований природоохранного законодательства на водосборном бассейне р. Нева, первоочередной задачей является дополнение указанного государственного водного реестра данными по малым водным объектам, являющимся наиболее уязвимым гидрографическим звеном при хозяйственном освоении территории.


3.3 Оперативные мероприятия по борьбе с зажорами и заторами


Формирование зажоров большой мощности, вызывающее зимние наводнения, периодически наблюдается на р. Неве.Поскольку зажоры льда формируются в период относительно низкой водности реки и отрицательной температуры воздуха, то они очень устойчивы, и бороться с ними практически невозможно.


Определение наиболее эффективного способа воздействия на процесс заторообразования и средства защиты от заторов  основывается на анализе местных гидрологических условий формирования скоплений льда, а также на сравнении ожидаемого ущерба со стоимостью противозаторного мероприятия при учете имеющихся технических возможностей. Ежегодное проведение противозаторных мероприятий, требует значительных денежных затрат, определяемых сложившейся конкретной гидрометеорологической обстановкой. Использование при планировании противозаторных мероприятий данных прогноза может существенно сократить затраты на их проведение.


3.4 Мероприятия по пересчету проектных максимальных расходов воды в створах напорных гидротехнических сооружений для обоснования их реконструкции  в целях обеспечения безопасности  


В составе мероприятий по улучшению оперативного управления использованием и охраной водных объектов рассматриваются работы по ремонту и восстановлению проектных характеристик существующих водохозяйственных сооружений. В пределах рассматриваемого в Схеме бассейна расположены 83 напорных гидротехнических сооружения, представляющих потенциальную опасность для населения и объектов экономики  в случае их возможного разрушения. 


Пересчет проектных гидрологических характеристик, обеспечивающих безопасность гидротехнических сооружений, с заданным риском возникновения аварии на гидротехнических сооружениях предлагается производить регулярно не реже одного раза в 5-10 лет и всякий раз при прохождении выдающихся гидрологических явлений, а также в обязательном порядке при разработке декларации безопасности ГТС.


В бассейне р. Невы для действующих напорных гидротехнических сооружений  необходимо осуществить мероприятия по пересчету проектных гидрологических характеристик, включая определение новых расчетных максимальных расходов воды.


Алгоритм пересчета проектных гидрологических характеристик должен соответствовать Своду правил по определению основных расчетных гидрологических характеристик (СП 33-101-2003). Сравнение проектных гидрологических характеристик, которые были приняты ранее при проектировании гидротехнического сооружения с теми, которые получены вновь при пересчете, необходимо осуществлять для получения вывода о принятии или отклонении нового расчетного значения гидрологической характеристики.


 


4. Структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений)


Применительно к рассматриваемому региону в качестве структурных в первую очередь должны разрабатываться следующие виды мероприятий:


·         строительство и реконструкция водохозяйственных систем, включая строительство гидротехнических сооружений в целях гарантированного водоснабжения населения и экономики;


·         строительство систем водоотведения и реконструкция очистных сооружений;


·         мероприятия по улучшению показателей качества воды;


·         строительство и реконструкция противопаводковых и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод.


4.1 Мероприятия по строительству и реконструкции водохозяйственных систем в целях гарантированного водоснабжения населения, коммунального хозяйства и объектов экономики Санкт-Петербурга


Основной целью планируемых мероприятий для гарантированного водоснабжения города является обеспечение устойчивого развития территории г.Санкт-Петербурга в части, касающейся водоснабжения, увеличения производительности централизованной системы коммунального водоснабжения по производству питьевой воды на водопроводных станциях и пропускной способности водопроводных сетей.


Генеральная схема водоснабжения г.Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, принятая Постановлением Правительства города от 11 декабря 2007 г. № 1587,  представляет собой материалы по обоснованию внесения изменений в Генеральный план г.Санкт-Петербурга для реализации гарантированного водоснабжения города.


 Генеральная схема определяет:


·         основные направления развития системы водоснабжения г.Санкт-Петербурга, позволяющие обеспечить 1-ю категорию надежности по степени обеспеченности подачи воды для существующих и новых потребителей;


·         мероприятия по строительству новых и реконструкции действующих объектов системы водоснабжения г.Санкт-Петербурга.


Разработанные в составе Генеральной схемы мероприятия не предусматривают увеличения объема подачи воды абонентам, расположенным на территории Ленинградской области.


Реализация мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения, предусмотренных Генеральной схемой, осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации и г.Санкт-Петербурга.


Для обеспечения поддержания водопроводных сетей г.Санкт-Петербурга в технически исправном состоянии и для сохранения качества транспортируемой воды необходимо достигнуть следующих темпов реконструкции существующих водопроводных сетей:


·         58 км в год к 2010 году;


·         126 км в год к 2015 году;


·         251 км в год к 2025 году.


4.2 Строительство и реконструкция  водохозяйственных систем  в целях снижения и дальнейшего прекращения загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами г.Санкт-Петербурга


Объекты системы водоотведения г.Санкт-Петербурга в штатном режиме эксплуатации должны являться слабо загрязняющими окружающую среду объектами. Применение передовых современных технологий и материалов значительно снижает воздействие на окружающую среду объектов коммунального водоотведения города.


В соответствии с приведенными выше требованиями разработана Генеральная схема водоотведения (канализации) г.Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства СПб от 11 декабря 2007 г. N 1587, в которой представлены материалы по обоснованию внесения изменений в Генеральный план г.Санкт-Петербурга, направленных на обеспечение устойчивого развития территории Санкт-Петербурга в части, касающейся водоотведения (канализования), прекращение загрязнения окружающей среды неочищенными сточными водами за счет развития централизованной системы коммунального водоотведения (канализации) г.Санкт-Петербурга и создания систем сбора, транспортировки и очистки всех видов сточных вод, отвечающих современным и перспективным требованиям.


Генеральная схема определяет основные направления и принципы развития системы водоотведения г.Санкт-Петербурга, позволяющие обеспечить выполнение современных требований к надежности водоотведения существующих и новых потребителей, а также мероприятия по строительству новых и реконструкции действующих объектов системы водоотведения г.Санкт-Петербурга. Разработанные в составе Генеральной схемы мероприятия не предусматривают увеличения объемов приема сточных вод с территории Ленинградской области. Реализация мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоотведения, предусмотренных Генеральной схемой, осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации и г.Санкт-Петербурга.


Основными направлениями развития системы водоотведения г.Санкт-Петербурга являются:


·         Обеспечение гарантированного приема всех подлежащих очистке сточных вод от объектов жилищного фонда, объектов социального назначения, промышленных и коммунальных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, их транспортировка и очистка до нормативных требований с последующим возвратом в природные экосистемы водоемов;


·         Увеличение суммарной производительности действующих канализационных очистных сооружений г.Санкт-Петербурга до 4 млн. 85 тыс. куб. м сточных вод в сутки к 2025 году с учетом существующих и перспективных потребностей потребителей г.Санкт-Петербурга. Строительство новых и реконструкция действующих канализационных насосных станций;


·         Реконструкция существующих и строительство новых тоннельных коллекторов достаточной пропускной способности. Строительство коллекторов-дублеров и кольцующих коллекторов бассейнов водоотведения, позволяющих перераспределять нагрузку между очистными сооружениями в аварийных ситуациях. Реализация программы повышения надежности тоннельных коллекторов;


·         Завершение строительства главного канализационного коллектора Северной части г.Санкт-Петербурга;


·         Прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы за счет реализации программы переключения прямых выпусков;


·         Строительство новых и реконструкция с применением современных технологий существующих канализационных сетей с восстановлением их герметичности и пропускной способности;


·         Строительство систем регулирования поверхностного стока с поэтапным приемом на очистку поверхностных стоков в районах с раздельной системой канализации;


·         Внедрение оборудования для обеззараживания сточных вод.


·         Реализация мероприятий по повышению культуры пользования канализацией в жилищном фонде, коммунальном комплексе и промышленности г.Санкт-Петербурга и снижение нерационального использования питьевой воды;


·         Снижение негативного воздействия объектов системы водоотведения г.Санкт-Петербурга на окружающую природную среду.


4.3 Мероприятия по строительству и реконструкции водохозяйственных систем в целях гарантированного водоснабжения населения, коммунального хозяйства и объектов экономики  Ленинградской области


В отличие от г.Санкт-Петербурга в Ленинградской области отсутствует принятая комплексная программа по строительству и реконструкции водохозяйственных систем в целях улучшения водоснабжения и водоотведения. Реализация указанных мероприятий осуществляется и намечена к реализации в рамках следующих основных программ.


В целях развития системы централизованного водоснабжения Ленинградской области Правительством Ленинградской области принято Постановление от 21 октября 2008 г. №322. Указанное Постановление включает в себя утвержденную  генеральную схему водоснабжения (на основе строительства Новоладожского водовода и существующего Невского водовода) и водоотведения на территории муниципальных образований: Всеволожский муниципальный район, Ломоносовский муниципальный район, Гатчинский муниципальный район и Тосненский район Ленинградской области.


Кроме того, в настоящее время развитие сектора водоснабжения в Ленинградской области осуществляется в соответствии с программой «Северная инициатива», финансируемой Северным инвестиционным банком СИБ, Северной экологической финансовой корпорацией NEFCO, Датским агентством защиты окружающей среды DEPA, Министерством окружающей среды Финляндии FmoE, Шведским Агентством международного развития Sida и Северным экологическим партнерством (NDEP). Программа осуществляется в четырех городах Ленинградской области: Гатчина, Тихвин, Пикалево и Кировск.


Период реализации программы 2009-2020 гг. Реализация инвестиционной программы обеспечит значительное улучшение качества оказываемых услуг по водоснабжению для потребителей указанных городов.


К основным мероприятиям по улучшению водоснабжения,   в первую очередь питьевого водоснабжения Ленинградской области должна быть разработка вариантов альтернативных строительству Новоладожского водовода, ориентированных на использование местных (районных) ресурсов поверхностных и подземных вод, а также снижение потерь в действующих сетях водоснабжения.


4.4 Мероприятия по строительству и реконструкции водохозяйственных систем в целях снижения и дальнейшего прекращения загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами  в Ленинградской области


Наиболее масштабные мероприятия по оздоровлению водных объектов бассейна Балтийского моря предусмотрены концепцией федеральной целевой программы  «Национальная программа мер по оздоровлению и  реабилитации экосистемы Балтийского моря».  В рамках указанной программы намечено существенная реабилитация  водных объектов на территории Ленинградской области, в частности,  реконструкция, либо полная замена 184 канализационных очистных сооружений, находящихся либо в аварийном состоянии, либо имеющих устаревшие технологии очистки сточных вод и обработки осадка, не отвечающие современным требованиям. Кроме того намечены значительные  мероприятия по снижению диффузного загрязнения, в первую очередь от животноводческих хозяйств. Как следует из концепции «Решение проблемы программно-целевым методом может быть осуществлено только по одному варианту (безальтернативному), поскольку направлено на выполнение международных обязательств Российской Федерации по Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, 1992г., ратифицированной Российской Федерацией  в ноябре 1999 года и вступившей в силу после ее ратификации всеми Договаривающимися сторонами 17 января 2000 года, и обеспечивает реализацию стратегического рамочного документа ХЕЛКОМ – План действий по Балтийскому морю, одобренного всеми странами – участницами Хельсинкской конвенции в ноябре 2007 г.».


Реализацию федеральной целевой программы планируется осуществить в течение 2011 — 2020 годов. Общий объем финансирования  предлагаемых мероприятий Программы составляет          145 753,22 млн. рублей  в ценах соответствующих лет, в т.ч.:


·         запрашиваемые средства из федерального бюджета – 75 790,74 млн. рублей;


·         средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 46 225,35 млн. рублей;


·         средства внебюджетных источников – 12 579,5 млн. рублей.


4.5 Мероприятия по улучшению показателей качества воды


Мероприятия по улучшению показателей качества воды в бассейне р.Нева, будут проводится в рамках реализации:


·         Генеральной схемы водоотведения (канализации) г.Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства СПб от 11 декабря 2007 г. N 1587;


·         Постановления правительства Ленинградской области № 322 от 21 октября 2008г. «О генеральной схеме водоснабжения (на основе строительства Новоладожского водовода) и существующего Невского водовода и водоотведения на территории муниципальных образований Всеволожский муниципальный район, Ломоносовский муниципальный район, Гатчинский муниципальный район и Тосненский район Ленинградской области»;


·         Концепции федеральной целевой программы «Национальная программа мер по оздоровлению и  реабилитации экосистемы Балтийского моря»;


·         Других инвестиционных проектов.


4.6 Мероприятия по строительству и реконструкции противопаводковых и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод


На территории г. Санкт-Петербурга наибольшую опасность представляют нагонные наводнения на устьевом участке Невы. Они возникают при определенной погодной (циклонической) ситуации над Финским заливом, генерирующей длинную нагонную волну, которая вступает в дельту Невы и приводит к затоплению городских территорий.


Завершение строительства КЗС является важнейшим мероприятием в рамках реализации плана по защите г. Санкт-Петербурга от наводнений.


Наиболее значимыми напорными гидротехническими сооружениями в г. Санкт-Петербурге являются гидроузлы Охтинского и Ижорского водохранилищ. Реконструкция данных сооружений является одним из наиболее важных мероприятий осуществляемых на территории города.


Для решения проблемы периодического затопления территории г.Тихвина ( Ленинградская область) необходимо проведение комплекса инженерно-технических мероприятий на р. Тихвинке и разработка соответствующих проектов для сравнения альтернативных вариантов:


·         Строительство противопаводковой дамбы на территории города;


·         Расселение жителей с периодически затапливаемой рекой Тихвинка территории;


·         Страхование жилых и хозяйственных построек расположенных в зоне потенциального затопления, с последующим выбором наиболее оптимального варианта, с точки зрения безопасности жизни людей и технико-экономических затрат на реализацию проекта защиты затапливаемых территорий.


 


5. Финансовые затраты на реализацию мероприятий по достижению целевых показателей


 Относительно объективная оценка финансовых затрат на реализацию указанных выше мероприятий по достижению целевых показателей может быть произведена только в рамках утвержденных и реализуемых программ (структурные мероприятия). К таким программам в бассейне р. Невы могут быть отнесены:


·         Генеральная схема водоснабжения г.Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, и Генеральная схема водоотведения (канализации) г.Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, утвержденные Постановлением Правительства СПб от 11 декабря 2007 г. N 1587.


·         По другим мероприятиям выполнена только экспертная оценка. В качестве основных ориентиров стоимостных показателей затрат использованы размеры  запрашиваемых средств из различных уровней бюджетов, приведенных в концепции федеральной целевой программы  «Национальная программа мер по оздоровлению и  реабилитации экосистемы Балтийского моря», а также уровень цен на приборы и строительство и оборудование специализированных объектов (гидрологические и гидрохимические посты).


5.1 Фундаментальные (базисные) мероприятия 


Затраты на реализацию фундаментальных  мероприятий составят в целом — порядка   1 600 млн.руб. (включая 200 млн.руб. собственные средства водопользователей), в том числе:


  • Мероприятия по восстановлению и развитию наблюдательной сети за гидрологическим   режимом и состоянием водных объектов и водохозяйственных систем, включая оснащение современным оборудованием  – 500 млн.руб., в том числе 61,4 млн.руб. на 1 этапе (дооснащение действующих постов).

  • Мероприятия по улучшению учета водных ресурсов (включая внедрение современных средств измерения гидрологических и морфометрических характеристик) — порядка 100 млн.руб.;

  • Мероприятия по улучшению  учета использования водных ресурсов  — порядка 200 млн.руб. (источник финансирования собственные средства водопользователей);     

  • Мероприятия по идентификации территорий, подверженных затоплению, их классификация и картографирование (с использованием средств аэрофото- и космической съемок) — порядка 500 млн.руб.;

  • Мероприятия по разработке и развитию бассейновых геоинформационных систем – порядка 200 млн.руб.;

  • Мероприятия по развитию научно-методической базы управления использованием и охраной водных объектов, включая переход на основе принципов НДТ, с том числе расчет потенциальных ущербов водным объектам – порядка 100 млн.руб.


5.2 Институциональные мероприятия


Затраты на реализацию институциональных мероприятий составят в целом – порядка  125 млн. руб. (без учета фактических текущих затрат и затрат страховых компаний – 100 млн.руб.)  в том числе:


  • Развитие системы оперативных гидрологических прогнозов – порядка25 млн.руб.; 

  • Мероприятия по регулированию использования (резервированию) территорий, потенциально подверженных затоплению – фактические затраты;

  • Мероприятия по регулированию землепользования в водоохранных зонах водных объектов (включая их обустройство и благоустройство) и на водосборах с целью предотвращения загрязнения и истощения водных объектов — фактические затраты;

  • Мероприятия по регламентированию объемов и порядка осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, а также на обеспечение безопасности водохозяйственной инфраструктуры  определяются величиной бюджетного финансирования в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий;

  • Мероприятия по развитию систем страхования рисков, связанных с негативным воздействием вод – внедрение страхования, включая актуарные расчеты (обоснование рисков) не менее 100 млн.руб. (страховые компании).


 


5.3 Мероприятия по улучшению оперативного управления


Затраты на реализацию мероприятий по улучшению оперативного управления составят в целом – порядка 1700 млн.руб. (без учета фактических затрат и 600 млн.руб. собственных средств водопользователей)  в том числе:


·         Мероприятия по комплексному развитию системы государственного мониторинга за качественными показателями состояния водных объектов порядка 1600 млн.руб. (в т.ч. 600 млн.руб. собственные средства водопользователей);


·         Мероприятия по развитию  ведения государственного водного реестра в части сведений, относящихся к рассматриваемому речному бассейну порядка 100 млн.руб.


Остальные мероприятия по улучшению оперативного управления могут быть  оценены  только по фактическим затратам.


5.4 Реализация структурных мероприятий


Затраты на реализацию структурных мероприятий (по строительству и реконструкции сооружений) в целом составят не менее 200 млрд. руб. в том числе:


·         Затраты на реализацию мероприятий по развитию системы водоснабжения Ленинградской области при реализации строительства Новоладожского водовода составят не менее 30 млрд. руб. (без учета стоимости альтернативных вариантов водоснабжения);


·         Затраты на  реализацию мероприятий по уменьшению диффузного загрязнения от  сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области в рамках федеральной целевой программы «Национальная программа мер по оздоровлению и  реабилитации экосистемы Балтийского моря» составят порядка 180 млн.руб.;


·         Затраты по реализации остальных структурных мероприятий будут определяться фактическими затратами.


В целом затраты по реализации мероприятий в рамках СКИОВО бассейна реки Невы можно оценить с сумму не менее 210 млрд.руб., без учёта фактических затрат по реализации конкретных мероприятий требующих разработки проектной документации и определение  сметной стоимости проектов.


 


6.   Общая оценка вероятных воздействий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду


Реализация мероприятий Схемы будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне р. Нева. Мероприятия по снижению антропогенного воздействия на водные объекты позволят достичь высоких экологических стандартов жизни населения, сохранения здоровья граждан, улучшить состояние водной экосистемы бассейна. Реализация мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения водоемкости экономики, гарантировать питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и создать надежные условия развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала рек бассейна р.Нева.


Мероприятия по снижению негативного воздействия вод и обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в первую очередь завершение  строительства Комплекса защитных сооружений от Невских наводнений, обеспечат защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики.


Вероятное воздействие реализации основных мероприятий Схемы можно оценить следующими главными показателями  социально-экологической и экономической эффективности мероприятий:


—        снижение антропогенного воздействия  на экосистему бассейна р. Нева и улучшение экологической обстановки;


—        увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоотведению, до 90%;


—        увеличение  к 2020 году в сравнении с 2009 годом  доли сбросов очищенных сточных вод в суммарном сбросе в водные объекты р.Нева на 2 448 612 м3/сутки;


—        создание аналитической базы для мониторинга вредных веществ, обеспечивающего принятие управленческих решений;


—        повышение качественного состояния водных объектов на водосборном бассейне р. Нева;


—        предотвращение прямого и косвенного ущерба водным объектам;


—        модернизация государственной системы мониторинга водных объектов, обеспечивающая объективную оценку состояния водных объектов и расчетов общей нагрузки на бассейн р. Нева;


—        внедрение автоматизированной системы мониторинга водных объектов;


—        проведение комплекса научно-исследовательских работ, обеспечивающих научно-методическую поддержку реализации задач в рамках задач СКИВО бассейна р. Нева;


—        разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей выполнение мероприятий в рамках задач СКИВО бассейна р. Нева;


—        повышение качества вод рек бассейна р.Нева.


Основным результатом реализации СКИВО бассейна р. Нева  будет  достижение  европейского уровня экологического состояния рек бассейна р. Нева.